А культурна ли наша культура?

К своему печальному удивлению, захотелось мне полгода назад, выяснить, как  понимаются некоторые общечеловеческие понятия.
Для начала такие как  — «благодарность», «уважение», «понимание».

И стал я спрашивать , стараясь не обидеть, следующие вопросы.

— Что такое «благодарность»?
— Как вы понимаете «уважение»?
— И как понять, что вас поняли?

И обнаружил, что объяснить понятие благодарности, хоть как-то, могут менее 10% опрошенных.

С остальными понятиями все значительно хуже.

Дать же четкое определение, даже такому, казалось бы, простому, понятию как благодарность не смог ни кто из опрошенных.

И я не говорю о детях.

Взрослые не понимают этих вещей!!!
В чем польза тангенсов, если люди не знают основ совместного существования?

Многие наверняка скажут – можно быть благодарным и не уметь объяснить это понятие!
Верно, можно!
Но как научить этому детей, если объяснить не можешь? Как проверить, что ребенок тебя правильно понял?  

И все это можно было бы считать «высосанным из пальца», объясняя небольшой выборкой.

НО за последние 5 лет работы с младшими школьниками я вижу крайне низкий процент благодарности у большинства детей к своим родителям. И я еще не говорю об уважении…

А дети из «обычных школ», вообще крайне редко демонстрируют эти качества.

В чем же причина?

А причина в культуре.

Но давайте сначала разберемся, что я понимаю под культурой.
Под культурой, я понимаю, свод норм и ограничений. Все.
Она определяет, что есть нормально, а что есть вопиюще и требует срочного вмешательства.

И на сегодня, оказывается вполне нормально:

  •  много времени проводить за пустой тратой времени (игры, сериалы, ТВ, соцсети …. )
  • использовать окружающих в своих целях
  • не признавать свою неправоту
  • испытывать отвращение к учебе и саморазвитию
  • пренебрежительно относиться к глубоким вопросам
  • употреблять откровенно вредные продукты (алкоголь, табак и т.д.)
  • в своих трудностях обвинять окружающих
  • избегать трудностей
  • не понимать такие вещи как благодарность, уважение и не испытывать их
  • обижать ближнего (а начинается все с обидных школьных стишков)
  • говорить неправду, даже в мелочах

И это далеко не полный перечень.

И в этом растут почти все дети!


Какое же будущее нас ждет?
Для тех, кто считает выше перечисленное, прекрасной средой для своих детей – дальше читать, увы, бессмысленно…

Но мне очень хочется верить, что большинство взрослых все же надеются, что их дети, смогут вопреки среде, иметь другие ценности!

Но бросьте свежий огурец в банку с солеными. Долго он там продержится?

Откуда ребенку взять, хотя-бы ценностные ориентиры? Фильмы, популярные ролики, ТВ, игрушки, садик и школа – все вместе оказывает такое влияние на систему ценностей ребенка, что может перекрыть влияние даже образцовой семьи.

Многие родители все еще верят, что если ребенку постоянно повторять какие либо ценности, то он их примет. Это, возможно, работало раньше, когда количество информации поступающей от родителей многократно превосходило количество информации поступающей извне.  Сейчас все наоборот.

 

Что же делать?

Махнуть рукой, уйти с головой в работу, забыться в сериале, сказать «СеляВи»,  или отвлечь себя еще сотней других способов….

Чем в таком случае будет отличаться эта статья от причитаний бабушек на лавочках, критикующих правительство?

Есть такой принцип —  «Критикуя – предлагай!».
А что если пойти дальше —  «Критикуя — делай!»
И все-таки начать что-то делать? Как-то менять сложившуюся ситуацию?

Начнем с того, какие культурные нормы я считаю нормальными.

  •  будь честным, и тогда твое слово будет весомым;
  • уважай окружающих, и тогда тебя будут уважать;
  • бери на себя ответственность за свои проблемы;
  • бери на себя ответственность за свое будущее (уже сегодня думай о будущем, и трать время разумно);
  • умей расслабляться и отдыхать;
  • знай свои личностные границы и отстаивай их;
  • уважай чужие границы;
  • причинил дискомфорт, ущерб, обиду – исправь или компенсируй, причинили тебе – требуй решения этого вопроса;
  • стремись глубже понять себя, и как следствие других;
  • развивай свои способности сам;
  • имей свое дело (полезное увлечение);
  • принимай другие точки зрения;
  • умей аргументированно отстаивать свою точку зрения;

Так и родилась, 5 лет назад,  Альтернативная Школа семейного типа «Лада».
В которой уже реализованы эти ценности.

И только сейчас, оглядываясь на то что получилось,
я понял что у нас совсем другая культура, другая система ценностей!

И к слову, именно, необходимость смены культурного слоя, сильно затрудняет переход к нам детей, уже пропитавшихся «обычной» культурой.
И получается буквально —  мыши кололись, плакали, но продолжали грызть кактус. Совершенно не понимая долгосрочные последствия этого.

 

Уверен, многие возразят.
Мол, готовить к реальной жизни нужно в реальных условиях.

На что я могу привести ряд весомых аргументов.

  1. Стандартная школа не является моделью взрослой реальности, для большинства сфер жизни (кроме армии, спецслужб, криминальных групп, тюрьмы).
  2. Общепринятая школа непоправимо транслирует изложенную в начале статьи систему ценностей. Даже в лучших «общепринятых школах» фразы «Если не будешь курить – не будешь с нами дружить» — вполне себе обычное явление.
  3. Самые полезные, реальные условия, в которых можно «научиться жить» — это свое дело. Реальный заработок, в реальном мире, своим трудом. (и некоторые дети даже с 7 лет, уже могут это делать, и потом купить себе, например, хороший синтезатор)
  4. Если в будущем, все-таки придется «по волчьи выть», этому можно быстро научиться. А вот приобрести конструктивные фундаментальные ценности, по всей видимости будет негде…
  5. А с какими ценностями Вы бы выбрали себе помощника или сотрудника?

Ну и про знания.

  1. Гораздо лучше научить человека ловить рыбу, чем дать ему эту рыбу.
    Гораздо лучше научить человека самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, чем впихивать в него, против его воли, уже готовые знания.
  2. 90% школьных знаний не требуется даже на сложных работах.
  3. 100% необходимых знаний есть в свободном доступе.
  4. Понимание намного полезнее, чем запоминание.
  5. Страх ошибки, который укрепляется в школе, большинство людей преодолеть уже не могут.
  6. Отвращение к обучению, полностью нивелирует значимость полученных знаний.

И это далеко не полный список.
И возвращаясь к современной культуре.

Так стоит ли что-то менять в вопросах воспитания или оставлять все как есть?

В любом случае, решать каждому для себя, придется самостоятельно.

Но последствия этих решений, разумеется, формируют будущее общество, в котором и нам и нашим детям еще придется пожить…

Опубликовано в Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*