Отчет за 3,5 года работы.

Чего же мы достигли за это время?

Из самого важного —
Создана и поддерживается здоровая психологическая среда.
Здоровая — означает:
— безопасная (равная забота о внутре-личностном комфорте каждого, разбор конфликтов);
— справедливая (общие собрания, адекватные ограничения);
— комфортная (защита, свобода личности, взаимоуважение);
— развивающая (имеющая возможности развиваться в почти любом направлении);
— ценностно-ориентирующая (задающая ориентиры ценностей).

К чему же это привело?
Вот некоторые интересные моменты:
— ребенок в 8 лет исключительно своими руками, честно, на своем увлечении, и по своей воле, заработал четырехзначную сумму в гривнах (за 6 выходных по 3 часа);
— не привлекая специалистов, с нуля, был разработан и изготовлен летающий моторный, радиоуправляемый самолет. Доля участия ребенка в изготовлении — 70-75%. (будет отдельная статья с видео);
— дети сами организовывают и проводят развлекательные мероприятия;
— большинство дошкольников, кто провел у нас от года и более, активно, по собственной воле, требуют задания — на счет, письмо и т.п. «скучные» вещи;
— фраза «мне скучно» для наших учеников — термин из другой вселенной. Они легко умеют занять себя чем-нибудь интересным;

И это только самые очевидные достижения.

Но в чем же подвох? Спросит/не поверит, вероятно, большинство читателей?
Ведь так не бывает, в жизни, что-бы все вот так сразу и так замечательно!

И как бы мне не хотелось написать «Никакого подвоха нет! Все замечательно!» — я не могу это сделать!

Не смотря на то, что все изложенное выше чистейшая правда (и это можно проверить) — подвох все-таки есть!
И заключается он в том, что не все дети, попав в нашу среду, начинают развиваться с космической скоростью!
Одни, действительно, уже в некоторых вещах реально опережают средних взрослых! Но другие, попав в комфортные для них условия — впадают в некое «блаженное» состояние спокойствия и создается впечатление, что они никуда расти не собираются. И что самое страшное, начинает казаться, что по своей воле, расти, они и не соберутся!
С одной стороны, это — ожидаемое явление! Ребенку необходимо «оттаять», «отдышаться», вздохнуть спокойно.
И я был уверен, что 1 — 2-х лет передышки, большинству детей хватит, для того что-бы самостоятельно, с огромной силой, устремиться в путь познания и развития!
Вот только с некоторыми это не работает! Т.е. у некоторых детей, после 1 — 2-х лет «передышки» — существенных изменений в вопросе саморазвития — нет!
В чем же конкретная причина?
Может в генах.
Может в том что «передышка» должна быть не меньше периода «подчинения».
Может в том, что наша среда, не перекрывает особенности влияния семьи (бабушки и дедушки тоже считаются).

Школа Саммерхил, утверждает что 1 — 2-х лет достаточно, чтобы дети сами взялись «за ум». Но ведь у них дети живут!!!
Т.е. почти все время находятся в школе. Возможно, причина в этом. Или и в этом тоже…

А может вообще имеют место, все эти факторы.

Но!!! Учитывая то, что меня такое положение вещей не устраивает. А ждать еще 2-3 года и проверять гипотезу недостаточности времени на «оттаивание», мне не хочется. Я стал внимательно изучать различия между теми детьми, которые добровольно прогрессируют, и теми, кто пока стоит на месте. И смог выявить кое что очень интересное!

Дети у которых саморазвитие присутствует в значительной степени, заметно отличаются от других, по следующим качествам:

  1. Ответственность. Для полного и правильного понимания этого понятия, скорее всего придется писать отдельную статью. Но вкратце, это когда ребенок понимает и хорошо осознает, что вся его жизнь, все результаты которых он достигнет или не достигнет, зависит в очень большой степени от того что ОН будет делать, как ОН будет реагировать и как ОН будет поступать!
  2. Решительность. Это когда человек способен сознательно и по своей воле пойти на преодоление какой либо трудности.
  3. Практичность. А это четкое и ясное понимание какие мысли/идеи/слова/поступки несут какую пользу и в какой степени.

К большому сожалению, данные качества в детях скорее исключение чем правило.

Кто-то возразит и скажет — нельзя требовать от детей этих качеств. Ведь у многих взрослых этих качеств нет, ну или они выражены не сильно! А может, потому и нет?
Но несмотря на это, то что требовать от детей этого нельзя — я согласен. Ведь не их вина, что у кого-то эти качества сформировались а у кого-то нет. Качества формируются в ответ на условия в которых находится ребенок чуть ли не с рождения. И кстати, условия детского сада, на мой взгляд, никак не способствуют развитию этих качеств у детей.

Но как бы там ни было с причинами, я в данный момент занимаюсь разработкой методики — целью применения которой будет как раз формирование и развитие этих качеств.

Продолжение статьи — здесь.

Опубликовано в Как мы работаем, Образование XXI века!
3 комментария на “Отчет за 3,5 года работы.
  1. Наташа:

    Как хорошо написали!
    Прям перечитываю некоторые абзацы.
    Желаю Вам успеха и решительности в Ваших разработках и наблюдениях!
    Невероятно полезное дело делаете для детей! И взрослых! Ведь именно с этим поколением нам стареть…

  2. Fita:

    Очень здорово, что есть среда, где ребенок может несколько отличаться от других в речи, в способностях, в звуковом восприятии и при этом имеет возможность быть в коллективе. И быть им принятым.
    Про сроки, когда мы принимали решение о семейном образовании я тоже читала про тот же срок, что ребенок был в системе. Посмотрим, что будет через еще два года)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*