Отчет за 3,5 года работы. Часть — 2

В предыдущей статье (тут) я подошел к очень серьезной теме.
Эта тема существенно важнее, для будущего детей, чем все падежи, тангенсы и контурные карты вместе взятые.
Почему?
Да потому, что вообще не имеет значение, сколько ты знаешь, умеешь и даже понимаешь, если привык всегда перекладывать ответственность за происходящее на других!!!
Потому что, так же, неважно, что ты умеешь и что бы ты мог сделать, если ты так никогда и не начнешь это делать!
И так же, практически бесполезно брать на себя ответственность и постоянно бросаться в новые начинания, если ты не умеешь очень хорошо отличать  твердое от пустого, важное от неважного.  Как известно только 2 из 10 действий дают 80% результата! Остальные 8 из 10 дают только 20% результата! Нужно уметь видеть эти 2 важных  и твердых дела!

Для кого серьезность вышеизложенного  не очевидна — можно это обсудить в комментариях (регистрация на сайте не обязательна)!

Ну а тех кто хоть мало мальский согласен приглашаю дальше!

Ответственность.

Это пожалуй одно из самых «легких» качеств. Помочь ребенку, сформировать его у себя, относительно легко, при правильном подходе.

Для начала изложу несколько распространенных воспитательных ситуаций, которые будучи регулярными сводят к минимуму формирование ответственности у ребенка.

Ребенок ударился обо что-то. Взрослый говорит что-то вроде этого — «Какая нехорошая дверь — ударила Машеньку! Давай, Машенька, побей дверь! Накажи ее! Чтобы так больше не делала!».

Придя к столу, ребенок «вдруг» вспоминает, что он это есть не любит и соответственно не будет. Мама/бабушка — «Ой прости дорогой, давай я сварю тебе макароны! А эту еду собачка доест.»

Дитя поломало  новую игрушку. Родители — «Завтра я куплю тебе 10 таких же!».

Ну и так далее. Сюда подходят все ситуации когда с ребенка снимается ответственность за результаты его действий или бездействия.

Тут важно отметить, что наоборот — каждый раз грузить ребенка ответственностью и наказывать его, за каждый проступок/ошибку, не менее вредно!!!
Потому как создает избыточное эмоциональное напряжение, с котором ребенок в силу возраста, просто не способен справиться.

Правильная реакция должна быть взвешенная и адекватная степени серьезности проблемы — «Ты разбил свою любимую тарелку. Ничего страшного, но пока тебе придется поесть из нелюбимой. А через неделю/месяц мы, возможно, вместе купим тебе новую любимую тарелку.»
Как говориться — «Нужна золотая середина!», или «Все хорошо в меру!».

Решительность.

С этим качеством уже посложнее. Как правило, оно имеет шансы на здоровое формирование уже после сформированной до некоторой степени «ответственности». Ну посудите сами, зачем ребенку напрягать себя чем либо — если виноваты другие?
Решительность, без сформированной ответственности, возможно «развить» только на страхе! И это будет ужасно… Ну хотя бы потому, что человек в последствии, сможет делать что-то серьезное, только под страхом наказаний! И вероятность значительных достижений в каком либо направлении, в этом случае, стремится к нулю.

Кстати именно так и формируют «решительность» в традиционных школах/ВУЗах.

А вот «нетрадиционные» школы, отказавшиеся от страха — попадают в другую ловушку — очень высок риск полного отсутствия этого качества у ребенка! Для реального мира, на мой взгляд, это пожалуй даже страшнее, чем «решительность» замешанная на страхе!

В общем, формирование решительности у ребенка — вопрос не простой. Это по сути работа с мотивацией. И это очень не простая работа! Если конечно, делать ее качественно!

Практичность.

Напомню — под «практичностью» я понимаю способность быстро и правильно отличать существенные/значительные/важные составляющие объекта или явления от его же второстепенных или несущественных частей. Например для того чтобы принести воды полить растения — необходима закрытая снизу и с боков емкость подходящего объема, и почти неважно из какого материала она будет сделана.
Так же важно, иметь навык применения этого качества, т.е. в эмоциональных ситуациях общения, например, уметь контролировать свои слова, т.к. «практичнее» донести до собеседника ключевую информацию, а не просто обидеть его!…

Что-же касается формирования практичности. Это практически невозможно сделать, если постоянно не демонстрировать ребенку, подтверждающийся на практике, пример отделения «зерен от плевел», чуть ли не в каждой значимой, для ребенка, ситуации.

Кстати это качество очень подавляет «традиционное» образование, своей шаблонностью и авторитарностью. На один уровень важности ставится понимание и решение задачи и количество клеточек, которые нужно отступить от начала листа. Подобных моментов более чем достаточно в обычных школах, чтобы на всю жизнь дезориентировать большинство людей в вопросе определения важного и второстепенного!

 

Итак, это все конечно интересно и важно, но что конкретно мы собираемся с этим делать?
Хватает ли у нас самих, той самой ответственности, решительности и практичности, чтобы создать условия для заметного роста этих качеств у наших учеников???

Поживем, увидим)))
Но мы, хотя бы это понимаем…

А пока, хочу затронуть важную тему — измеримости цели! В принципе эта тема более чем достойна отдельных глубоких разборов, но здесь я только обозначу ее.

Невозможно подтверждать для себя правильное движение к цели, если нет четких и измеримых этапов достижения этой самой цели.

А значит если мы хотим в школе создать среду формирующую ответственность, то нам нужны критерии оценки этого качества!!! Как иначе мы сможем определить способствует ли наша среда формированию ответственности или может наоборот, ее деградации?
В общем, ниже, предварительные, пока лишь умозрительно проверенные на практике, критерии оценки этих качеств ребенка в нашей среде.

Ответственность.

Критерии оценки уровня развития этого качества.

  1. Соблюдение правил безопасности. Соблюдение правил взаимодействия и общения.
  2. Самостоятельное заполнение своего свободного времени делами расширяющими свои возможности. Развитие в «своем деле». Добровольное.
  3. Изменение качества окружающего пространства, с целью расширить его развивающие/полезные  возможности для себя. Например — сделать себе полезный инструмент. Опять же на добровольных началах.
  4. Создание развивающей среды и/или ситуации для развития других! Например — организовать конкурс, выступления, соревнования, кружки и т.п. Этот уровень уже вполне может приносить доход!

Основания. Для движения в этом направлении необходимо хорошо понять/усвоить следующее:

  • Причинно — следственные связи, их роль в окружающем мире.
  • Ценность человеческого труда. Все, что можно купить, так или иначе — результат серьезного труда человека. Почему-то сейчас, это очень обесценивается.
  • Умение контролировать свои действия/слова. Соотносить их с окружающей обстановкой.

Думаю список будет постепенно дополняться.)

Решительность.

Критерии.

  1. Самостоятельные просьбы заданий. Собственное желание ребенка быстрее сделать то, чего не избежать! Контрольную например.
  2. «Брать высоту». Самостоятельно браться за то, что раньше сделать не мог.
  3. Браться за по настоящему трудные цели. С небольшой вероятностью успеха.

Основания.

  • смелость
  • принятие поражения/неудачи
  • уверенность в себе

Практичность.

Критерии.

  1. Количество «глупых» поступков и ситуаций.
  2. Поддержание нормальных отношений с окружающими.
  3. Умение по нормальной инструкции — сделать то что раньше не мог.
  4. Уметь объяснить другому, как сделать то, что тот сделать сам не смог.

Основания.

  • умение отличать твердое от пустого
  • понимание принципов здорового взаимоуважения и взаимодействия.
  • способность осознанно управлять своим вниманием

 

Вот собственно это и является результатом 3,5 лет работы школы.
Теперь, когда сформированы четкие цели и задачи, можно работать над созданием условий (упражнений, правил, ситуаций) способствующих развитию этих качеств.

Да, возможно изложенные здесь критерии и основания в чем-то окажутся неточны или даже не верны. Но что бы начать движение, необходимо от чего то оттолкнуться. (Отчего утка плавает? — От берега!)
А скорректировать что-либо на ходу не составит больших трудностей.

После прочтения этой статьи, кому-то может показаться что до этого момента мы занимались чем-то другим.)))
На самом деле мы занимались этим же. Но больше интуитивно чем осознанно. И 3,5 года работы позволило четко обозначить то самое твердое и то самое пустое в нашей работе. И это дает все шансы существенно повысить эффективность нашей работы. Чем мы и займемся.
В первую очередь мы введем очень полезные и интересные «упражнения». Процесс участия в которых будет способствовать значительному развитию перечисленных здесь качеств.
Во вторую очередь, мы начнем измерять и контролировать описанные здесь критерии.

Возможно мы изменим правила нашей школы.

Но в любом случае, мы сохраняем и будем сохранять в своей работе принципы взаимоуважения и общечеловеческого равенства!

 

 

 

 

Опубликовано в Достижения, Как мы работаем, Образование XXI века!, Психология
3 комментария на “Отчет за 3,5 года работы. Часть — 2
  1. Fita:

    Сложно наверно это все и сразу, зависит все-таки от возраста и исходников… Брат ходил сам на море в восемь, без взрослых. Без родителей друзей. Идти 30 минут,если быстро. Ловили мидии, ели их. Я малого не пущу однозначно не то, что на море, не знаю когда на площадку самого… Тоже вопрос хороший когда…
    Про тарелку и прочее так и говорим — только появятся свободные от обязательных трат деньги купим, скорее к зарплате. Про еду — ну вот он не ест рис, варю две каши: овсянку ему, рис мужу. Не понравилась кутя, съел лишний банан. Свобода выбора и в этом тоже, мне кажется.
    Сейчас сел на шпагат,так как было требование на тренировке, тоже решил не откладывать, раз надо на следующую аттестацию. Много очень усилий ушло. Но с другой стороны возможность тупить, баловаться и пробовать тоже должна быть, когда как не сейчас?

    • Lad:

      Речь не идет о том чтобы всегда и только требовать от ребенка повышенной практичности, решительности и ответственности. Совершенно естественно ребенку баловаться и играть в удобном для него формате. И это сохранится в нашей школе. Более того, некоторым детям очень важно научиться непосредственно и легко баловаться и играть! И мы работаем в этом направлении.
      Но как выяснилось, только баловство и игра, у детей с мало сформированными, выше указанными качествами — к заметному и существенному САМОразвитию почти не приводит. Вот мы и обращаем свое внимание на это.

  2. Fita:

    Не все мысли готова писать на общее рассмотрение. Есть много о чем подумать. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*