В предыдущей статье (тут) я подошел к очень серьезной теме.
Эта тема существенно важнее, для будущего детей, чем все падежи, тангенсы и контурные карты вместе взятые.
Почему?
Да потому, что вообще не имеет значение, сколько ты знаешь, умеешь и даже понимаешь, если привык всегда перекладывать ответственность за происходящее на других!!!
Потому что, так же, неважно, что ты умеешь и что бы ты мог сделать, если ты так никогда и не начнешь это делать!
И так же, практически бесполезно брать на себя ответственность и постоянно бросаться в новые начинания, если ты не умеешь очень хорошо отличать твердое от пустого, важное от неважного. Как известно только 2 из 10 действий дают 80% результата! Остальные 8 из 10 дают только 20% результата! Нужно уметь видеть эти 2 важных и твердых дела!
Для кого серьезность вышеизложенного не очевидна — можно это обсудить в комментариях (регистрация на сайте не обязательна)!
Ну а тех кто хоть мало мальский согласен приглашаю дальше!
Ответственность.
Это пожалуй одно из самых «легких» качеств. Помочь ребенку, сформировать его у себя, относительно легко, при правильном подходе.
Для начала изложу несколько распространенных воспитательных ситуаций, которые будучи регулярными сводят к минимуму формирование ответственности у ребенка.
Ребенок ударился обо что-то. Взрослый говорит что-то вроде этого — «Какая нехорошая дверь — ударила Машеньку! Давай, Машенька, побей дверь! Накажи ее! Чтобы так больше не делала!».
Придя к столу, ребенок «вдруг» вспоминает, что он это есть не любит и соответственно не будет. Мама/бабушка — «Ой прости дорогой, давай я сварю тебе макароны! А эту еду собачка доест.»
Дитя поломало новую игрушку. Родители — «Завтра я куплю тебе 10 таких же!».
Ну и так далее. Сюда подходят все ситуации когда с ребенка снимается ответственность за результаты его действий или бездействия.
Тут важно отметить, что наоборот — каждый раз грузить ребенка ответственностью и наказывать его, за каждый проступок/ошибку, не менее вредно!!!
Потому как создает избыточное эмоциональное напряжение, с котором ребенок в силу возраста, просто не способен справиться.
Правильная реакция должна быть взвешенная и адекватная степени серьезности проблемы — «Ты разбил свою любимую тарелку. Ничего страшного, но пока тебе придется поесть из нелюбимой. А через неделю/месяц мы, возможно, вместе купим тебе новую любимую тарелку.»
Как говориться — «Нужна золотая середина!», или «Все хорошо в меру!».
Решительность.
С этим качеством уже посложнее. Как правило, оно имеет шансы на здоровое формирование уже после сформированной до некоторой степени «ответственности». Ну посудите сами, зачем ребенку напрягать себя чем либо — если виноваты другие?
Решительность, без сформированной ответственности, возможно «развить» только на страхе! И это будет ужасно… Ну хотя бы потому, что человек в последствии, сможет делать что-то серьезное, только под страхом наказаний! И вероятность значительных достижений в каком либо направлении, в этом случае, стремится к нулю.
Кстати именно так и формируют «решительность» в традиционных школах/ВУЗах.
А вот «нетрадиционные» школы, отказавшиеся от страха — попадают в другую ловушку — очень высок риск полного отсутствия этого качества у ребенка! Для реального мира, на мой взгляд, это пожалуй даже страшнее, чем «решительность» замешанная на страхе!
В общем, формирование решительности у ребенка — вопрос не простой. Это по сути работа с мотивацией. И это очень не простая работа! Если конечно, делать ее качественно!
Практичность.
Напомню — под «практичностью» я понимаю способность быстро и правильно отличать существенные/значительные/важные составляющие объекта или явления от его же второстепенных или несущественных частей. Например для того чтобы принести воды полить растения — необходима закрытая снизу и с боков емкость подходящего объема, и почти неважно из какого материала она будет сделана.
Так же важно, иметь навык применения этого качества, т.е. в эмоциональных ситуациях общения, например, уметь контролировать свои слова, т.к. «практичнее» донести до собеседника ключевую информацию, а не просто обидеть его!…
Что-же касается формирования практичности. Это практически невозможно сделать, если постоянно не демонстрировать ребенку, подтверждающийся на практике, пример отделения «зерен от плевел», чуть ли не в каждой значимой, для ребенка, ситуации.
Кстати это качество очень подавляет «традиционное» образование, своей шаблонностью и авторитарностью. На один уровень важности ставится понимание и решение задачи и количество клеточек, которые нужно отступить от начала листа. Подобных моментов более чем достаточно в обычных школах, чтобы на всю жизнь дезориентировать большинство людей в вопросе определения важного и второстепенного!
Итак, это все конечно интересно и важно, но что конкретно мы собираемся с этим делать?
Хватает ли у нас самих, той самой ответственности, решительности и практичности, чтобы создать условия для заметного роста этих качеств у наших учеников???
Поживем, увидим)))
Но мы, хотя бы это понимаем…
А пока, хочу затронуть важную тему — измеримости цели! В принципе эта тема более чем достойна отдельных глубоких разборов, но здесь я только обозначу ее.
Невозможно подтверждать для себя правильное движение к цели, если нет четких и измеримых этапов достижения этой самой цели.
А значит если мы хотим в школе создать среду формирующую ответственность, то нам нужны критерии оценки этого качества!!! Как иначе мы сможем определить способствует ли наша среда формированию ответственности или может наоборот, ее деградации?
В общем, ниже, предварительные, пока лишь умозрительно проверенные на практике, критерии оценки этих качеств ребенка в нашей среде.
Ответственность.
Критерии оценки уровня развития этого качества.
- Соблюдение правил безопасности. Соблюдение правил взаимодействия и общения.
- Самостоятельное заполнение своего свободного времени делами расширяющими свои возможности. Развитие в «своем деле». Добровольное.
- Изменение качества окружающего пространства, с целью расширить его развивающие/полезные возможности для себя. Например — сделать себе полезный инструмент. Опять же на добровольных началах.
- Создание развивающей среды и/или ситуации для развития других! Например — организовать конкурс, выступления, соревнования, кружки и т.п. Этот уровень уже вполне может приносить доход!
Основания. Для движения в этом направлении необходимо хорошо понять/усвоить следующее:
- Причинно — следственные связи, их роль в окружающем мире.
- Ценность человеческого труда. Все, что можно купить, так или иначе — результат серьезного труда человека. Почему-то сейчас, это очень обесценивается.
- Умение контролировать свои действия/слова. Соотносить их с окружающей обстановкой.
Думаю список будет постепенно дополняться.)
Решительность.
Критерии.
- Самостоятельные просьбы заданий. Собственное желание ребенка быстрее сделать то, чего не избежать! Контрольную например.
- «Брать высоту». Самостоятельно браться за то, что раньше сделать не мог.
- Браться за по настоящему трудные цели. С небольшой вероятностью успеха.
Основания.
- смелость
- принятие поражения/неудачи
- уверенность в себе
Практичность.
Критерии.
- Количество «глупых» поступков и ситуаций.
- Поддержание нормальных отношений с окружающими.
- Умение по нормальной инструкции — сделать то что раньше не мог.
- Уметь объяснить другому, как сделать то, что тот сделать сам не смог.
Основания.
- умение отличать твердое от пустого
- понимание принципов здорового взаимоуважения и взаимодействия.
- способность осознанно управлять своим вниманием
Вот собственно это и является результатом 3,5 лет работы школы.
Теперь, когда сформированы четкие цели и задачи, можно работать над созданием условий (упражнений, правил, ситуаций) способствующих развитию этих качеств.
Да, возможно изложенные здесь критерии и основания в чем-то окажутся неточны или даже не верны. Но что бы начать движение, необходимо от чего то оттолкнуться. (Отчего утка плавает? — От берега!)
А скорректировать что-либо на ходу не составит больших трудностей.
После прочтения этой статьи, кому-то может показаться что до этого момента мы занимались чем-то другим.)))
На самом деле мы занимались этим же. Но больше интуитивно чем осознанно. И 3,5 года работы позволило четко обозначить то самое твердое и то самое пустое в нашей работе. И это дает все шансы существенно повысить эффективность нашей работы. Чем мы и займемся.
В первую очередь мы введем очень полезные и интересные «упражнения». Процесс участия в которых будет способствовать значительному развитию перечисленных здесь качеств.
Во вторую очередь, мы начнем измерять и контролировать описанные здесь критерии.
Возможно мы изменим правила нашей школы.
Но в любом случае, мы сохраняем и будем сохранять в своей работе принципы взаимоуважения и общечеловеческого равенства!
Сложно наверно это все и сразу, зависит все-таки от возраста и исходников… Брат ходил сам на море в восемь, без взрослых. Без родителей друзей. Идти 30 минут,если быстро. Ловили мидии, ели их. Я малого не пущу однозначно не то, что на море, не знаю когда на площадку самого… Тоже вопрос хороший когда…
Про тарелку и прочее так и говорим — только появятся свободные от обязательных трат деньги купим, скорее к зарплате. Про еду — ну вот он не ест рис, варю две каши: овсянку ему, рис мужу. Не понравилась кутя, съел лишний банан. Свобода выбора и в этом тоже, мне кажется.
Сейчас сел на шпагат,так как было требование на тренировке, тоже решил не откладывать, раз надо на следующую аттестацию. Много очень усилий ушло. Но с другой стороны возможность тупить, баловаться и пробовать тоже должна быть, когда как не сейчас?
Речь не идет о том чтобы всегда и только требовать от ребенка повышенной практичности, решительности и ответственности. Совершенно естественно ребенку баловаться и играть в удобном для него формате. И это сохранится в нашей школе. Более того, некоторым детям очень важно научиться непосредственно и легко баловаться и играть! И мы работаем в этом направлении.
Но как выяснилось, только баловство и игра, у детей с мало сформированными, выше указанными качествами — к заметному и существенному САМОразвитию почти не приводит. Вот мы и обращаем свое внимание на это.
Не все мысли готова писать на общее рассмотрение. Есть много о чем подумать. Спасибо.