Вы все еще верите в Логику? Тогда мы идем к вам…

Всех нас, еще в школе, с младших классов, усердно учили логическому мышлению.  Немного через логические игры/задания, но в основном через математику.

«А что в этом такого?»,- спросит читатель.
И действительно — «ведь логика учит думать и размышлять».
К тому же вся наша жизнь, с утра до ночи — почти целиком и полностью основана на логике. И это замечательно!

Каждый ведь с этим согласен!
Или не каждый?

Есть в Логике, один, скрытый для большинства, огромный изъян. Делающий Логику, внимание, НЕ ЛОГИЧНОЙ!

Да, да, это вовсе не опечатка. И это действительно про логику. Про ту самую родную, так привычную нам логику, которой мы пользуемся каждый день.

Итак, кто не боится поставить под сомнение, свой такой родной и привычный склад мышления — Прошу!

Нет, как-то, не так…не честно…
Пишут же в инструкциях, на лекарства, про возможные побочные действия.
Попробую иначе…

Внимание! Будьте осторожны!
Информация изложенная ниже — может реально поставить под ваше сомнение все, что вы ранее считали Логичным и Очевидным!
Сохранность привычного мировоззрения, после понимания данного текста — не гарантируется!!!

Да так кажется честнее)

И так поехали.
Всем изучавшим логику, известен фундаментальный, базовый, закон логики:
Если   А=B    и    B=С,    то    А=С.
Вполне естественная, знакомая, привычная, а главное — неоспоримая истина, для очень-очень многих.

А теперь внимание!
Если сейчас, тут, я докажу ошибочность этой формулы — это сделает Логику — НЕ логичной!!! Следуя, её же логике… Логично?

Нет, я не собираюсь доказывать что 2+2 будет 5, или еще какой-то бред, претендующий поставить под сомнение математику.
Логика в математике — работает! И работает отлично!!!

В чем же тогда подвох?
А подвох как раз в том самом месте, где мы переходим от математики к реальной жизни.
Смотрите —
Математика оперирует идеальными величинами!
Что это значит? Ну что в математике 5  это всегда 5. И никогда не 5,00000001 и даже не 5,000000000001.
Но ведь есть округление, скажет кто-нибудь, помнящий математику. Да есть, но тогда знак равенства уже не применяется. А применяется знак приближенного равенства — «≈».

Итак — в математике все цифры идеально точны! А вот в реальном мире нет!!!

Даже время нельзя считать так, чтобы каждый четвертый год не приходилось добавлять 29 февраля (интересно, как празднуют день рождения родившиеся в этот день)).
Возьмем к примеру сантиметр. Кажется что он везде одинаковый. Но это не так! Люди знакомые со штангенциркулем хорошо это понимают.
Везде есть погрешность. Даже если хороший мастер сделает два кубика размером 1 х 1 х 1 см то всегда можно взять микрометр или нанометр (это такие измерительные инструменты, нанометр — 10−9 метра)  и показать что кубики не одинаковы!
Получается, что для того чтобы применять закон логики (если А=Б и Б=С, то А=С) в реальной жизни, мы обязаны вводить допуски! Иначе мы будем просто врать себе!
Итак попробуем подправить фундаментальный закон логики.
Если А отличается от B, не более чем на 0,01 (допустим так, хотя в каждом случае это может быть разная величина), и B отличается от С, не более чем на 0,01, то тогда можно считать что А = С. И с логикой все в порядке. Ура!

Проверяем —
пусть А = 5,01,  B = 5,02 а С = 5,03. Получается что А = B, т.к. отличие 0,01 и B=С, т.к. отличие так же 0,01.
Но елки палки, А ≠ С, т.к. отличие А и С уже 0,02!!!

Если мы повысим допуск до 0,02, то найдется ситуация когда сумма допусков превысит это значение и выйдет за его пределы, опять таки нарушив этот закон.
Ставить разные допуски на каждый отдельный случай сравнения конечно можно, но это уже вовсе не та твердая и незыблемая фундаментальность привычной нам логики!!!

А теперь внимание!

Кстати поздравляю дочитавших до этого места! Сохранивших суть повествования поздравляю вдвойне!!!
Самое трудное уже позади — дальше будет легче…

Так вот — выше речь была о вполне конкретных и измеримых величинах! И даже с ними, если говорить о реальном мире, в логике есть проблемы!

Но мы то с вами, в своих размышлениях, оперируем куда менее точными понятиями. Разбег в смыслах слов, я даже не знаю в чем измерить… Ну явно не в метрах… Попробуйте определить точно такое понятие как «любовь», как «хорошо» или «плохо».

Даже банальные слова вроде «дерево» и «дом» — вызывают у людей совершенно разные образы!
И как только мы понимаем друг, друга?
А может мы только думаем, что понимаем друг друга?
Может это все только иллюзия понимания?
Страшно? Мне да…
Конфликты то, как раз и возникают, когда разрушаются иллюзии. Мы думали что другой человек — хорошо понимает нас, а выясняется, что он думал иначе. И я вовсе не говорю об обмане, я говорю о людях обоюдно желающих честно взаимодействовать!

А часто ли мы проверяем — как нас понимают?
Ну насколько хорошо нас поняли?
А мы вообще умеем это делать?
Что-то я не припомню чтобы меня в школе или в вузе этому учили…
А может как раз этому и нужно учить? Может это гораздо важнее чем контурные карты и дифференциальные уравнения?

Да, так вот, о логике.
Используя логику, я только что доказал что логика не работает!
Верно?
На самом деле нет… Я доказал, что логика не работает с реальными (неидеальными) величинами, которыми являются наши слова, мысли, образы.
Так что же получается — все наши логические умозаключения — это бред? Бывает конечно и так, но крайне редко)))
Точно можно сказать одно — вероятность того что какое-либо умственное умозаключение верно — заметно ниже 100%. И тем ниже, чем меньше мы следим за допусками. А если мы совсем не следим за допусками — то получается как в детском анекдоте:
В трамвае, сидит девочка, рядом стоит дедушка.
 — Деточка, рыбочка, уступи мне место, пожалуйста!
Деточка размышляет —
«если я рыбочка, значит я плаваю, если я плаваю, значит я щука, если я щука значит у меня зубы, если у меня зубы, значит я кусаюсь, если я кусаюсь значит я собака!!!»
 — Граждане, он меня су*** обозвал!!!

Так что же делать? Как же жить?
Ответ один — нужно (тем кто хочет конечно) вырабатывать навык — обращать внимание на допуски в важных размышлениях и разговорах.
Если кому-то будет интересно — я поподробнее раскрою тему — «как обращать внимание на допуски».
Учится проверять степень понимания, как свою, так и собеседника. Да, это не легко, гораздо легче свое время занять просмотром телевизора/Ютуба…

Кстати один из хороших способов проверить качество своей логики — это самостоятельно освоить какое либо новое для вас направление!
Еще хороший способ — самостоятельное достижение по жизни реального и измеримого результата!

А вот что такое реальный и измеримый результат — напишу в другой раз…

Счастья и удачи!!!

 

 

 

 

 

Опубликовано в Без рубрики, Образование XXI века!, Психология
4 комментария на “Вы все еще верите в Логику? Тогда мы идем к вам…
  1. Наталья:

    Интересная статья. Заставляет задуматься.
    Но, что такое «допуски»?
    Это личный жизненный опыт человека, на который важно обращать внимание при коммуникации с ним?

  2. Ольга:

    Благодарю. Статья очень созвучна с моими размышлениями о логике и её преувеличенной важности в реальном мире. Интересно продолжение и развитие данной темы. И если в контексте вербального общения, то вроде все сходится. Хотя, если разбирать природу самой мысли и механизм принятия решения с нейробиологической точки зрения, то тут вообще все страшно:))) Если бы не одно «но». Мы понимаем друг друга не только выражаясь вербально и вкладывая в слова свой смысл, который собеседник почти всегда воспринимает через призму своих наборов ассоциаций, предыдущего опыта, шаблонности мышления и других ещё не малых факторов… и если бы это было всё, то это реально страшно… обратная сторона общения, не поддающаяся логическому объяснению: чувства, интуиция. Чтоб было понятно о чем я, пример: «мой ребёнок понимает меня без слов», «один мой взгляд сказал ему о многом», «ты озвучила то, о чем я думаю», «как ты угадала, чего я хочу?», «вы словно прочли мои мысли» и т.д. Я уже не говорю об эмоциях, когда человек ещё не открыл рта, а у тебя колени от страха трусятся или наоборот накатила радость невиданная. И эти вещи говорят о том, что есть какое-то общее поле, есть то, что нас объединяет — некая полевая структура. И пожалуй слова и действия наши, скорее следствие работы этой связи. И они, Возможно и «допуски», о которых Вы говорите лежат в этой плоскости. И согласна, что сейчас очень модно «развивать» детей и интеллектуально и логическое мышление, и связи нейронные укреплять и расширять и куча всего другого. И при этом мы часто жалуемся, что наши дети не умеют слушать, не способны понять, они потребители и эгоисты. А кто их учит любить, чувствовать, понимать, разбираться в своих внутренних конфликтах и замечать их? Тема поднята серьёзная и она действительно очень важна…

  3. Ольга:

    Когда-то одна моя знакомая была свидетелем моего разговора с дочерью после садика. Я как всегда спрашиваю дочку: Как у неё прошёл день и как обстоят дела? Стандартная процедура для родителя:)) и малая рассказывает, что она делала, что еда, кто и что говорил и в том же духе. И тут знакомая задаёт вопрос, который заставил меня буквально зависнуть и пересмотреть всю свою жизнь и особенно насколько же я действительно люблю дочь, в самом чистом и искреннем понимании этого слова. Она спросила, а что даёт тебе сейчас её ответ? Я сразу давай перечислять, что я знаю чем живет мой ребёнок. На что она ответила, что если бы мне действительно было интересно чем живет ребёнок, я бы чаще задавала вопрос : «А что ты сейчас чувствуешь?» Но ведь моему сознанию интересны лишь безопасность чада, его сытость и чтоб от других не отставала в интеллектуальных способностях. А вот сколько раз, задавая вопрос людям: «как дела?» мы действительно заинтересованы в ответе и нам интересно его внутреннее состояние? А мой ребёнок не смог ответить на вопрос: «Что он сейчас чувствует?» Так как она не поняла о чем я её спросила…

    • Lad:

      Спасибо за комментарии! Очень приятно что есть думающие люди!
      Подробно пока не могу ответить — школа работает…

      Что касается вопроса «Что ты сейчас чувствуешь?». Я его часто задаю. 3-5 людей из нескольких, предварительно отобранных, сотен (!!!) способны на него ответить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*