Написав статью про обидчивость, я как-то совсем оставил без внимания несколько более серьезную угрозу нашей счастливой жизни — чувство вины.
Что же такое по сути чувство вины?
По факту это та-же обида, только на себя самого! За какие либо «ошибки/проступки/оплошности/свой вариант».
И особый статус этой проблеме придает то, что обидчик и жертва оказываются замкнутыми в одной личности.
И тут материальный мир с его законами, как физическими так и юридическими, перестает быть предохранительным препятствием на пути развития трагедии.
Проясню последнее предложение.
Если обидчик другой человек то прямая месть наказуема обществом. А вот если обидчик прячется в собственной личности, то все эти сдерживающие факторы оказываются бессильными. Мы как будто оказываемся вне общества, на другой планете, один на один без каких либо внешних регуляторов. И это по настоящему страшно.
Обидевшись на себя, мы начинаем буквально уничтожать себя! Лишать себя энергии, сил, энтузиазма,оптимизма, радости и т.д.
На такой случай тоже существует защитный механизм не позволяющий сразу до конца наказать себя. Пытаясь наказать себя, мы вступаем в борьбу с инстинктом самосохранения, инстинктом продолжения рода и т.д. и т.п.
И не дай Бог нам победить в этом сражении.)
И энергия на все это берется от нас же. Т.е. мы сами тратим свою же энергию на то, чтобы наказать/разрушить себя и на то чтобы защититься от этого. Это игра в одни ворота — против себя. Причем часто она затрагивает близких.
Здесь важно отметить, что чувство вины есть необходимое и обязательное дополнение такого серьезного дара как свобода воли! Свобода воли без чувства вины, вероятнее всего, привела бы общество к гибели полному хаосу.
Т.е. само по себе чувство вины это хорошо и нормально. Оно позволяет нам регулировать свое поведение.
Но бывают случаи, когда сила этой самой вины зашкаливает. Самая сильная из известных мне подобных ситуаций это смерть близкого. И с этим справиться самостоятельно, как правило очень и очень трудно. Надежнее обратиться к по-настоящему хорошему психологу/психотерапевту (таких мало). Иногда может помочь церковь. Но далеко не каждый на это решится.
Итак как же быть?
Прежде всего хочу обратить внимание интересующихся этой темой, что для появления сильного разрушительного чувства вины должно присутствовать в существенной степени такое качество как гордыня. Люди лишенные гордыни либо вообще не страдают чувством вины, либо страдают им не так сильно. По крайней мере мне такие ни разу не встречались.
Гордыня здесь выступает своего рода катализатором. Она в сотни раз усиливает чувство вины. Как именно? У человека с сильной гордыней представление образа себя, виновного в чем-то серьезном, вызывает жутчайший протест и равносильно перечеркиванию себя как личности.
Именно поэтому у политиков нет проблем с чувством вины, по крайней мере в такой степени как у «простых смертных».
Тут хочется обозначить еще одно наблюдение. У меня такое чувство, что ситуации рождающие сильнейшее чувство вины, специально созданы чем-то/кем-то «свыше», для решения проблемы с гордыней. Ну или имеют такой сильный побочный эффект. Человек получает ситуацию, которая с текущим уровнем гордыни просто смертельна (не суть важно в физическом или психологическом плане). И у него два варианта — ослабить влияние гордыни на себя или погибнуть.
Существует даже такой способ лечения, когда нежелательную реакцию организма обращают против него, дабы отучить от этой реакции.
В пользу такого мнения говорит, то что у людей «справившихся», в той или иной степени, со своим чувством вины, реально заметно снижается уровень гордыни. Ну прям как прививка получается.
Бывает, когда люди попав в ситуацию вызывающую чувство вины, возможно, из-за неспособности справиться с этим сейчас, вытесняют это чувство в подсознание. И тогда они живут, вроде как ни в чем не бывало, но жизнь их кардинально меняется. Падает уровень везения, появляются необъяснимые для них, реакции на них у окружающих и т.д. В общем нормально жить не получается. В таком случае вытащить самостоятельно, без психолога, засевшее чувство вины может только погружение в себя, которое первоначально будет очень пугать. Например есть люди боящиеся остаться наедине с собой в тишине. Им обязательно нужен какой нибудь внешний источник информации (телевизор/планшет/музыка), отвлекающий сознание от ужасных чувств и образов сидящих в подсознании. Это один из признаков, что в подсознании пора наводить генеральную уборку)
Ну только теперь я попытаюсь изложить моменты, которые, могут помочь ослабить сильное чувство вины.
Моральный аспект «виноватых» здесь не затрагиваю, потому как люди страдающие чувством вины как правило имеют достаточно высокие и сильные моральные принципы. Что и обуславливает появление чувства вины.
1. Нужно осознать и ослабить в себе так называемый «комплекс Бога». Что значит примерно следующее — я виноват(а) во всех проблемах и трудностях происходящих с моими близкими/знакомыми. Данный комплекс искажает восприятие реальности вами, даже тогда, когда вы непосредственно были участником какой либо травмирующей ситуации.
Перетягивая на себя одеяло ответственности за произошедшее, мы по сути берем на себя ту ее часть которая на самом деле принадлежит второй стороне!
2. Нужно принять тот факт, что не мы решаем, когда где и кому приходить в эту жизнь и когда кому и где уходить. Это распространяется и на менее серьезные негативные вещи.
Мой жизненный опыт, по крайней мере на данный момент, подтверждает, что все трудности и кризисы несут потенциальную возможность личностного роста. Да, эта возможность легко может быть человеком упущена. Но это уже точно не ваша ответственность.
Все это касается негативных ситуаций, в которых, если бы вы знали заранее о том что случится, то точно поступили бы иначе. Т.е. последствия небыли спланированы заранее.
3. Нужно понять и принять факт — мы равны другим людям, и если мы не имеем права делать плохо им, то так же не имеем права делать плохо и себе.
Крайняя степень агрессии с другому — убийство. Крайняя степень агрессии к себе — самоубийство. И то и другое одинаково не приемлемо. Хотя современный кинематограф уже много лет аккуратно внушает приемлемость первого.
4. Хоть и пишу это четвертым — но по сути это первое — нужно найти в себе силы и смелость и выпустить наружу все чувства разрывающие вас изнутри и тщательно удерживаемые там, ценой огромных усилий. Это чаще всего могут быть слезы, рыдания, плач взахлеб. Этому всему нужно дать выйти. Стоит помнить о том что в определенный момент нужно хорошо взять себя в руки и остановиться. Это мне кажется важным делать, когда основная волна чувств и переживаний прошла, но процесс продолжается по инерции, как-бы сам по себе и завершаться не собирается.
5. Судя по всему можно забыть о том, что мы когда нибудь будем идеальными. По крайней мере в этой жизни)) Одна из воззрений на устройство мироздания говорит следующее — что если в человеке проявлена доброта то в его не проявленной части находится злость и агрессивность. Ну как Инь и Янь, взаимно перетекая друг в друга создают многообразие мира.
6. Ну и совсем глубокая вещь — нет однозначно плохих и однозначно хороших вещей. Почти всегда излишняя забота приводит к неспособности жить самостоятельно.
Ну пока все.
Открыт к диалогу.
Есть цитата: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить,
дай мне мужество изменить то, что я изменить могу,
и дай мне мудрость отличить одно от другого.»
Но знать, не означает принять.
И новая сторона с гордыней, да.
Принятие — термин для объяснения которого нужно писать статью может не одну )))
Если интересно — могу попробовать)
мне казалось, что чувство вины это обостренное чувство справедливости и попытка взять на себя много отвествености, а не гордыня — я лучше всех и как я мог ошибаться.
спасибо за статью.
Справедливость — тоже термин для ……
ну в общем то же самое)))
Мне сложно что-либо сказать, потому как почти наверняка каждый вкладывает свой смысл в понятия.
В начале нужно раскрыть само понятие с моей точки зрения, затем сравнить его с вашей — а потом конструктивный диалог уложится в несколько слов))) Если он вообще потребуется, потому как все может само стать понятным)))
Я пытался затронуть этот вопрос в статьях про логику.
И вам большое спасибо. Мне много хочется сказать, но писать в пустоту трудно. Вы мне также помогаете)
Для меня самое сложное принять из статьи:» Нужно принять тот факт, что не мы решаем, когда где и кому приходить в эту жизнь и когда кому и где уходить. » Мне кажется есть случаи,где мы можем что-то изменить. И не пытаться нельзя. Опять же принять то, что не удалось сложно. Наверно да, помогает осознание своей неидеальности и мысль,что мы сделали все,что могли и история не терпит сослагательного наклонения. Но как это объяснить детям,когда себе так сложно.
Для меня справедливость,если упростить, это где-то из «… мы равны другим людям, и мы не имеем права делать плохо им».
Я читаю и смотрю все статьи и материалы на сайте, однозначно не в пустоту))) Спасибо)
Позиция «Не мы решаем…» имеет ограниченную сферу применения, как некоторые законы физики)) После того как что-то уже произошло. Если что-то важное может случиться то глупо бездействовать списывая бездействие на «не мы решаем». Если есть шанс изменить что-то к лучшему то мы обязаны проверить этот шанс.
А справедливость как и правда — у каждого своя. Она кроме этого еще бывает сиюминутная, долгосрочная и глобальная. О наличии и формате последней мы можем только фантазировать))) ну или читать тех кто считает что хорошо о ней знает.
после -да.а в процессе делай как должно и будь,что будет.
спасибо за статью, разговор и ответы.
хотя вопросов наверно еще больше, чем было)))
я не обещал что будет легко, хотя легче двигаться в развитии отталкиваясь от дискомфорта, чем всю жизнь накапливать страдания обвиняя окружающих.