Входящая информация.
Под входящей информацией, понимается все. От самих предлагаемых идей/выводов до их обоснований.
Например, нам сообщают что «Земля – плоская».
Для принятия по-настоящему обоснованного, окончательного, решения/вывода по этому вопросу, нам следует разобраться как с самим заявлением (этап 1), так и с доводами, приводимыми как в пользу этого, так и в пользу обратного (этап 2). Не погружаясь в изучение доводов, к сожалению, трудно будет назвать принятое решение – обоснованным.
Первый этап – проверка всей входящей информации на НЕ противоречие с уже имеющейся информацией, в достоверности которой сомнений нет.
Например, как в ужасной, известной истории с рассылкой школьницам инструкции: «как стать феей огня, ночью и в тайне, заполнив квартиру газом, с помощью газовой плиты». Если ребенок не выявит противоречий и не усомнится в результате – последствия могут быть весьма серьезны.
Кстати, хоть это кому-то покажется странным, но далеко не всегда люди удостаивают себя даже этого, самого простого уровня, проверки информации.
Данный этап, естественно не гарантирует истинность новой информации, но, по крайней мере, позволяет насторожиться, в случае опасной или деструктивной информации.
Неспособность человека автоматически, проводить, хотя-бы эту оценку – надежный признак легкомысленности!!!
Второй этап – оценка степени достоверности доводов в пользу входящей информации и доводов в пользу обратного.
Той информации, на которой основываются предлагаемые (обосновываемые) идеи/выводы/решения.
Этот этап, зачастую, не может иметь, в результате, такие выводы
как — «достоверна на 100%» или — «не достоверна на 100%».
Оценить достоверность информации мы можем только вероятностно – удобнее всего в процентах.
Почему?
Есть масса вещей, в которых, мы лично, не можем убедиться, в разумные сроки и с адекватными затратами.
Кто-то может вспомнить, про то, что сейчас проводится достаточно много научных исследований.
Доверять научным работам конечно можно, но и тут прячется огромное количество неочевидных, на первый взгляд, подводных камней, от простой заинтересованности исследователей в определенных выводах, до фильтрования публикаций в научных изданиях и уж тем более в СМИ.
( подробнее об этом тут — https://youtu.be/gjHn5Ia__hM )
Посему часто приходится довольствоваться собственным мнением, основанным на изложенных здесь принципах обоснования.
Влияние на окружающих.
В первую очередь, полезно оценить «знак» и «силу» влияния, на окружающих принятия идеи/вывода/решения.
«Знак» — это упрощенно, «хорошо» мы сделаем окружающим или «плохо».
«Сила» — это насколько.
Этот уровень приобретает особую полезность, если оценивая влияние на окружающих, мы можем «поставить себя на их место», не забыв наделить известными нам особенностями (например: «не любит лук»).
К большому сожалению, данный уровень доступен не всем. Хорошо это видно, например, на «где попало» припаркованном транспорте.
Как пример применения, данного этапа, можно привести такую дилемму:
Заставлять ли ребенка есть «полезные» брокколи/лук/чеснок? (нужное подчеркнуть).
С одной стороны «это же полезно». Но с другой – мы сами как примем, если нас начнут заставлять, например, пить рыбий жир?
«Но это ведь полезно!»
Уверен, большинство будут возмущаться, и вспоминать о своих правах!
Вывод – значит, не стоит принуждать к этому!
Ситуацию может изменить на противоположную, например, состояние здоровья. При котором, очевидно, что остро необходимы конкретные витамины.
Но в таком случае, при условной перемене мест, мы и сами будем более лояльны к «заставлениям» заботящихся о нас людях.
Значит, в такой ситуации уже допустимо настоять, позаботившись о понимании причин и последствий второй стороной.
Но настаивая, так же, следует помнить, что мы рискуем доверием к себе! Если, мы уговорили сделать что-либо, уверяя что «это поможет», но в последствии — «это не помогло», то доверие к нашим словам заметно снизится! 3-4 таких случая может быть достаточно, чтобы нам перестали доверять!
Поэтому вредно «преувеличивать» нашу веру в «пользу», ради сиюминутной «победы» в «брокколи сражении».
Лучше прямо и честно говорить, как есть.
Влияние на себя.
Может показаться, что уж с этим пунктом, должно быть все в порядке.
Но реальность упорно заявляет обратное…
Какой процент людей работает по специальности?
Сколько детей, растёт в неполных семьях?
Сколько молодых курит, пьет, и употребляют чего похлеще?
Сколько лет своей жизни, люди тратят на ПУСТОЙ контент?
К сожалению, этот список можно продолжать и продолжать…
Но вместо этого лучше «проснуться» и свежим взглядом оценить, а на что тратится своя собственная жизнь?
Глобальные последствия.
Для экономии времени, бывает полезно начинать процесс принятия «обоснованных» идей/выводов/решений именно с этого. С оценки глобальных последствий.
Например.
Встретился в youtube ролик «Земля — плоская». И доказательства приводятся, в которых кстати, средний обыватель не способен быстро выявить ошибки и противоречия)))
Но вместо того, чтобы погружаться в глубокое и длительное изучение этого вопроса, разумнее задать себе более важный вопрос:
— А как это изменит мою жизнь?
Ну, допустим плоская, и что? Это решит какие-то мои проблемы?
Или докажем мы, то, чему нас учили в школе. Это то, что даст?
Душевное спокойствие?
А если так, то получается, что вначале, без нашей на то просьбы, наше душевное спокойствие «нарушают», и вынуждают нас тратить немало времени на его возврат!
Повод задуматься, а кто в таком случае, решает, на что Я буду тратить свою жизнь?
В общем, разумнее, открывая youtube, сразу отдавать себе отчет в том, какая именно цель движет подавляющее большинство производителей контента – правдами и неправдами заполучить НАШЕ ВНИМАНИЕ!!!
И по большому счету это наиглавнейший ресурс человека!!!
Направляя в нужную сторону свое внимание, мы можем освоить новые возможности, повысить доходы, улучшить отношения с близкими, поделится жизненным опытом со своим ребенком. И есть еще десятки конструктивных и по-настоящему полезных применений для нашего внимания!
Риски.
Тут важно «просчитать» возможные проблемы и осложнения. Часто, на первый взгляд не очевидные. И позаботится о снижении их последствий.
Например, даря ребенку желанного щенка, полезно предупредить, что щенки могут – какать, где попало, болеть, убегать, попадать под машину и т.п.
Упустив данный раздел «обоснования», трудно будет считать идею/вывод/решение по настоящему обоснованным!
___________________________________________________________
Эпилог.
Понятно, что далеко не всегда необходимо так тщательно подходить к принятию решений. Но как минимум знать об этом стоит. Потому как в жизни все же есть десяток-другой решений, кардинально влияющий на жизнь.
Например — отношение к курению, алкоголю, психотропным препаратам. Отношение к популярным личностям и их культуре. К культуре вообще.
К родственникам, окружающим, коллегам.
Выбор спутника жизни. Модель воспитания детей. Увлечения. Отношение к своим недостаткам. Осознанность. Принятие. И т.д. и т.п.
По большому счету, все вышеизложенное об «обоснованном» принятии идей/выводов/решений, всего лишь, более подробно раскрывает известный некоторым принцип –
«проживай текущий день так, как проживал бы его, зная, что он последний»!
Добавить комментарий