Ключевые различия между подходами современных школ и нашей школы!

Рассмотрим различия в 10-и важнейших сферах:

  1. Ценности (приоритеты в детской среде)
  2. Культура (перечень норм и ограничений)
  3. Знания
  4. Личностные навыки (значимые привычки)
  5. Свое дело
  6. Самопознание
  7. Убеждения (зачастую на всю жизнь)
  8. Реальная практика (проба своих возможностей в реальном мире)
  9. Эмоциональные шаблоны (бессознательные эмоциональные реакции,
    непроизвольно возникающие в похожих ситуациях взрослой жизни)
  10. Взаимоотношения

В правой колонке перечислено то, что уже сегодня есть у нас!
В других средах, всё перечисленное практически отсутствует.

Что касается левой колонки — то да, собранное все вместе, выглядит пугающе!
Да, не везде все представлено в полном объеме, бывают разные среды.
Но все что написано в левой колонке — взято из реальных случаев.
Кто-то скажет, что есть дети изначально предрасположенные к тем или иным убеждениям, ценностям и среда тут не причем!
Но разве не должна среда оказывать влияние на эти стороны жизни? Как она оказывает влияние например на умение читать и писать….

  1. Ценности. (приоритеты в детской среде) 

Обычная среда

«Лада»

Одновозрастная среда вынуждает самоутверждаться за счет:
— одежды
— гаджетов
— насмешек
— унижения
— буулинга
Разновозрастная среда в которой нет потребности самоутверждаться.
При этом реальные личные достижения выделяются и поошряются.
Стандартизированная оценка достижений ребенка, на основе «программы». Оценка достижений ребенка, основывается на личных особенностях и его предыдущих достижений.
Что приучает ребенка, сравнивать себя с собой а не с другими.
Закрепляется стремление «быть круче любой ценой».
Ценится хитрость и удачный обман.
Стремления на «Реальные достижения».
Ценится честность, дружность, интеллектуальность и творческий подход.
Приоритеты детской среды:
— компьютерные игры
— видеоролики
— соцсети
— тренды
— низкоинтеллектуальный медиа контент
Приоритеты:
— полезное времяпрепровождение
— познавательный медиа контент
— коллективная работа
— свое дело
— конструктивные увлечения
— создание чего-либо полезного своими руками
«Поступай с другими так, как тебе выгодно.» «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!»

 

2. Культура. (перечень норм и ограничений)

Обычная среда

«Лада»

Считается вполне приемлемым:
— обман,
— невскрытое воровство,
— ругательства,
— мат,
— обидные действия,
— унижения,
— открытая демонстрация превосходства,
— хвастовство,
— вседозволенность,
— пренебрежительное отношение к людям и к делу
— деградирующие развлечения
— неуважение к детям и взрослым
— неблагодарность
— сокрытие своих чувств
— лицемерие
— избегание ответственности
Приемлемо в нашей среде:
— честность
— вежливость
— деликатность
— учет интересов других
— скромность
— открытое заявление своих чувств, желаний, потребностей
— стремление мириться и решать конфликты
— уважение личностных границ других людей
— старание и тщательность в делах
— уважение к детям и взрослым
— благодарность- отзывчивость
— требовать и добиваться уважительного отношения к себе
— открыто иметь свое мнение и выражать несогласие
— ответственность
Все важные решения принимаются исключительно учителями! Все важные решения принимаются совместно с детьми!

 

  1. Знания.

Обычная среда

«Лада»

Акцент на большом количестве абстрактных знаний. Акцент на практическом применении знаний.
Знания усваиваются заучиванием. Знания усваиваются через понимание.
Ключевое и второстепенное дается вперемешку, без возможности их разделить. Четко разделяем ключевое и второстепенное, обосновывая почему.
Знания подаются без объяснения «почему именно так?»
Действует принцип — «Это так потому, что это так!».
Пример. Кто из детей знает,  почему можно делать так:
х – 44 = 50  =>  х= 50 + 44
Мы старательно ищем и даем максимально полные ответы, почему именно так, и не иначе.
Знания подаются насильно, что формирует глубокий внутренний протест. Знания даются строго по взаимному согласию.

 

  1. Личностные навыки (значимые привычки).

Обычная среда

«Лада»

Бездумно запоминать.
Маскировать непонимание как от других, так и от себя.
Распознание своего непонимания. Привычка доведения до понимания получаемой информации.
Работа на пустой результат – оценку. Работа на реальный практический результат.
Навык проявления творческого подхода.
Привычка к обману и хитрости. Привычка к правдивости и искренности.
Привычка к неравным взаимоотношениям. «Кто круче.» Навык равного общения с детьми и взрослыми.
Привычка к лицемерным поступкам, конфликтам. Навык решения конфликтов.
Навык подавлять, вытеснять свои переживания, чувства, эмоции. Что приводит к необходимости лицемерия и обмана. Навык чувствовать,  осознавать и принимать во внимание свои эмоции и чувства. Конструктивно реагировать на них.

 

 

  1. Свое дело.

Обычная среда

«Лада»

Пропагандируется:
«Серьезно заниматься каким-либо направлением,  можно только закончив институт!»
Пропагандируется:
«Серьезно заниматься каким-либо интересующим направлением — можно,  в любом возрасте, с высоким конечным результатом, если проявлять старание, усердие и настойчивость!»
«Специалистом можно стать только закончив ВУЗ, и проработав N-ое количество лет по специальности!» «Специалистом можно стать потратив  10 000 часов на направление!»
Неявно навязывается стандартный сценарий жизни:
«садик – школа – ВУЗ – наемная работа – пенсия — …»
Наш сценарий:
«школа – Свое Дело – ВУЗ (по осознанному собственному решению) – Развитие Своего Дела.
Формируется установка:
«учиться можно только с помощью учителя»
Наша установка:
«учиться можно и нужно самостоятельно!»
«Бизнес, невозможен без больших вложений и высоких рисков» «Бизнес возможен с нуля, с минимальными рисками!»

 

  1. Самопознание.

Обычная среда

«Лада»

Отсутствует напрочь, т.к.:
—  не представлено как необходимое,
— не даются инструменты самопознания
— нет практики самопознания
— нет демонстрации самопознания
— не раскрывается польза от самопознания и его роли в гармонизации жизни
Присутствует, т.к.:
— указываем на необходимость самопознания
— даем инструменты
— знакомим с примерами
— демонстрируем процесс самопознания
— объясняем пользу и роль самопознания в гармонизации своей жизни
— указываем на роль самопознания в отношениях в эффективной деятельностиРаскрывая значимость самопознания, мы знакомим с серьезными и глубокими психологическими трудами и теориями. А именно таких авторов как:
— Э. Берн
— М. Литвак
— А. Некрасов
— Б. Хеллингер
— М. Эриксон
— В. Жикренцев
— М. Воронов
— С.Гроф
и многих других….

 

  1. Убеждения (зачастую на всю жизнь)

Обычная среда

«Лада»

«Счастье возможно когда ни-будь потом…»
А именно – на выходных, на каникулах, после школы/Вуза, получив должность/деньги и т.д.
«Счастье возможно прямо  сейчас!»
«Эффективная учеба невозможна без страданий и сверх усилий!» «Учиться можно легко, интересно, приятно, эффективно!»
Формируется убеждение о своей беспомощности, несущественности, незначительности. Завышается значимость учителей. Мы формируем убеждения о самодостаточности, уверенности в себе и
значимости любой личности с любыми способностями!
Убеждения о ценности:
— пустого времяпрепровождения
— деградирующих развлечений
— трендов
Убеждения о ценности:
— времени
— саморазвития
— самообучения
— конструктивного времяпрепровождения
Восприятие Времени только как возможности получить удовольствие. Восприятие Времени, как исчерпаемого ценного ресурса!
«Успешность это доминирование и превосходство!»
Счастья это не приносит!
«Успешность это самореализация и достижение целей!»
Убеждение о бесполезности школьных знаний, т.к. неочевидно применение школьных знаний на практике. Большая часть усвоенных знаний никак не расширяет возможности учеников в реальной жизни. Ищем способы практического применения знаний. Наглядно демонстрируем необходимость тех или иных знаний в собственных реальных жизненных проектах.

 

Формируется убеждение в собственной неполноценности. Формируем убеждение необходимости веры в себя!
Формируется убеждение об ограниченности позиций при взаимоотношениях, а именно «жертва – агрессор», «начальник – подчиненный» Формируем убеждение о возможности равных позиций.

 

  1. Реальная практика (проба своих возможностей в реальном мире)

Обычная среда

«Лада»

В большинстве случаем отсутствует вообще, а там где присутствует – искусственно создана и имеет мало общего с реальным миром. Дети имеют возможность участвовать в целиком жизненных проектах. А именно:
— настоящие торты
— функционирующая лодка для плавания в море
— летающий радиоуправляемый самолет
— пистолеты- резинкострелы
— электросамокат
—  солнечный коллектор
— действующая модель судна на воздушной подушке
— опыты по организации дыхания под водой
— пошив настоящей одежды
— мыловарение и его продажа
— планера и их продажа
— организация, подготовка и проведение концертов (живое пение, танцы, стихи, показ мод самодельной одежды), при не более чем 10% помощи взрослых!
— есть настоящая мастерская, условия для кулинарии, шитья, 3Д моделирования и печати.

 

  1. Эмоциональные шаблоны
    (бессознательные эмоциональные реакции,
    непроизвольно возникающие в похожих ситуациях взрослой жизни).
Обычная среда «Лада»
С такими негативными эмоциями как:
— Страх
— Беспокойство
— Переживание
— Безысходность
— Страдание
— Скука
— Стыд
— Стеснение
— Грусть
— Печаль,
крепко связываются такие важнейшие для успешной жизни, действия и состояния как:
— обучение
— познание
— старание
— ответственность
— необходимость
— победа (у отличников)
— любопытство
— интерес
— любознательность
— творческий подход
— свободное волеизъявление.
Такие важнейшие для успешной жизни, действия и состояния как:
— обучение
— познание
— старание
— ответственность
— необходимость
— победа (у отличников)
— любопытство
— интерес
— любознательность
— творческий подход
— свободное волеизъявление,
связываются с такими чувствами и эмоциями как:
— радость
— воодушевление
— восторг
— счастье
— удовлетворение
— удовольствие

 

  1. Взаимоотношения.
Обычная среда «Лада»
Строятся на:
— самоутверждении
— подчинении
— силе
— статусе
— страхе
— односторонней выгоде
— безысходности.
Строятся на:
— принятии
— взаимоуважении
— равенстве
— добровольности
— собственном желании
— ответственности
— осознанной необходимости.
Практически полное отсутствие глубокого понимания таких понятий как:
— благодарность
— уважение
— принятие
— забота
— ответственность
— легкомыслие
— злорадство
— обида
— прощение
— взаимопонимание
— и т.д. и т.п.
Глубокий разбор, понимание и регулярное применение таких понятий как:
— благодарность
— уважение
— принятие
— забота
— ответственность
— легкомыслие
— злорадство
— обида
— прощение
— взаимопонимание
— и т.д. и т.п.
Взаимоотношения с собой строятся на примитивном, стихийном уровне. Взаимоотношения с собой строятся на осознании, принятии, конструктивном реагировании.
Приучает к отношениям на зависимости, страхе и подчинении! Приучает к отношениям на добровольности, равенстве, взаимовыгоде, обоюдном интересе!
Через Принуждение, Безысходность, Страх —   формирует устойчивый внутренний протест к процессу познания! Мы через Интерес, Желание, Осознанную необходимость, формируем стойкую потребность к познаниям с чувством глубокого удовлетворения!
Отсутствуют какие-либо ориентиры в вопросах Смысла Жизни и  Предназначения! Мы обсуждаем и ищем возможные ориентиры и поднимаем вопросы Смысла Жизни и Предназначения! Т.к. только в этом случае достижима значительная степень счастья и удовлетворённость от жизни!

 

На мой взгляд, в этом списке достаточно пунктов, которые сами по себе, многократно важнее, даже золотой медали!!!

Но при всем вышеизложенном, с учетом его неоспоримой пользы, мы планируем с сентября «местную образовательную реформу», с целью повышения эффективности обучения школьным предметам.

Опубликовано в Алхимия Отношений, Как мы работаем, Образование XXI века!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*