Рассмотрим различия в 10-и важнейших сферах:
- Ценности (приоритеты в детской среде)
- Культура (перечень норм и ограничений)
- Знания
- Личностные навыки (значимые привычки)
- Свое дело
- Самопознание
- Убеждения (зачастую на всю жизнь)
- Реальная практика (проба своих возможностей в реальном мире)
- Эмоциональные шаблоны (бессознательные эмоциональные реакции,
непроизвольно возникающие в похожих ситуациях взрослой жизни) - Взаимоотношения
В правой колонке перечислено то, что уже сегодня есть у нас!
В других средах, всё перечисленное практически отсутствует.
Что касается левой колонки — то да, собранное все вместе, выглядит пугающе!
Да, не везде все представлено в полном объеме, бывают разные среды.
Но все что написано в левой колонке — взято из реальных случаев.
Кто-то скажет, что есть дети изначально предрасположенные к тем или иным убеждениям, ценностям и среда тут не причем!
Но разве не должна среда оказывать влияние на эти стороны жизни? Как она оказывает влияние например на умение читать и писать….
- Ценности. (приоритеты в детской среде)
Обычная среда |
«Лада» |
Одновозрастная среда вынуждает самоутверждаться за счет: — одежды — гаджетов — насмешек — унижения — буулинга |
Разновозрастная среда в которой нет потребности самоутверждаться. При этом реальные личные достижения выделяются и поошряются. |
Стандартизированная оценка достижений ребенка, на основе «программы». | Оценка достижений ребенка, основывается на личных особенностях и его предыдущих достижений. Что приучает ребенка, сравнивать себя с собой а не с другими. |
Закрепляется стремление «быть круче любой ценой». Ценится хитрость и удачный обман. |
Стремления на «Реальные достижения». Ценится честность, дружность, интеллектуальность и творческий подход. |
Приоритеты детской среды: — компьютерные игры — видеоролики — соцсети — тренды — низкоинтеллектуальный медиа контент |
Приоритеты: — полезное времяпрепровождение — познавательный медиа контент — коллективная работа — свое дело — конструктивные увлечения — создание чего-либо полезного своими руками |
«Поступай с другими так, как тебе выгодно.» | «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!» |
2. Культура. (перечень норм и ограничений)
Обычная среда |
«Лада» |
Считается вполне приемлемым: — обман, — невскрытое воровство, — ругательства, — мат, — обидные действия, — унижения, — открытая демонстрация превосходства, — хвастовство, — вседозволенность, — пренебрежительное отношение к людям и к делу — деградирующие развлечения — неуважение к детям и взрослым — неблагодарность — сокрытие своих чувств — лицемерие — избегание ответственности |
Приемлемо в нашей среде: — честность — вежливость — деликатность — учет интересов других — скромность — открытое заявление своих чувств, желаний, потребностей — стремление мириться и решать конфликты — уважение личностных границ других людей — старание и тщательность в делах — уважение к детям и взрослым — благодарность- отзывчивость — требовать и добиваться уважительного отношения к себе — открыто иметь свое мнение и выражать несогласие — ответственность |
Все важные решения принимаются исключительно учителями! | Все важные решения принимаются совместно с детьми! |
- Знания.
Обычная среда |
«Лада» |
Акцент на большом количестве абстрактных знаний. | Акцент на практическом применении знаний. |
Знания усваиваются заучиванием. | Знания усваиваются через понимание. |
Ключевое и второстепенное дается вперемешку, без возможности их разделить. | Четко разделяем ключевое и второстепенное, обосновывая почему. |
Знания подаются без объяснения «почему именно так?» Действует принцип — «Это так потому, что это так!». Пример. Кто из детей знает, почему можно делать так: х – 44 = 50 => х= 50 + 44 |
Мы старательно ищем и даем максимально полные ответы, почему именно так, и не иначе. |
Знания подаются насильно, что формирует глубокий внутренний протест. | Знания даются строго по взаимному согласию. |
- Личностные навыки (значимые привычки).
Обычная среда |
«Лада» |
Бездумно запоминать. Маскировать непонимание как от других, так и от себя. |
Распознание своего непонимания. Привычка доведения до понимания получаемой информации. |
Работа на пустой результат – оценку. | Работа на реальный практический результат. Навык проявления творческого подхода. |
Привычка к обману и хитрости. | Привычка к правдивости и искренности. |
Привычка к неравным взаимоотношениям. «Кто круче.» | Навык равного общения с детьми и взрослыми. |
Привычка к лицемерным поступкам, конфликтам. | Навык решения конфликтов. |
Навык подавлять, вытеснять свои переживания, чувства, эмоции. Что приводит к необходимости лицемерия и обмана. | Навык чувствовать, осознавать и принимать во внимание свои эмоции и чувства. Конструктивно реагировать на них. |
- Свое дело.
Обычная среда |
«Лада» |
Пропагандируется: «Серьезно заниматься каким-либо направлением, можно только закончив институт!» |
Пропагандируется: «Серьезно заниматься каким-либо интересующим направлением — можно, в любом возрасте, с высоким конечным результатом, если проявлять старание, усердие и настойчивость!» |
«Специалистом можно стать только закончив ВУЗ, и проработав N-ое количество лет по специальности!» | «Специалистом можно стать потратив 10 000 часов на направление!» |
Неявно навязывается стандартный сценарий жизни: «садик – школа – ВУЗ – наемная работа – пенсия — …» |
Наш сценарий: «школа – Свое Дело – ВУЗ (по осознанному собственному решению) – Развитие Своего Дела. |
Формируется установка: «учиться можно только с помощью учителя» |
Наша установка: «учиться можно и нужно самостоятельно!» |
«Бизнес, невозможен без больших вложений и высоких рисков» | «Бизнес возможен с нуля, с минимальными рисками!» |
- Самопознание.
Обычная среда |
«Лада» |
Отсутствует напрочь, т.к.: — не представлено как необходимое, — не даются инструменты самопознания — нет практики самопознания — нет демонстрации самопознания — не раскрывается польза от самопознания и его роли в гармонизации жизни |
Присутствует, т.к.: — указываем на необходимость самопознания — даем инструменты — знакомим с примерами — демонстрируем процесс самопознания — объясняем пользу и роль самопознания в гармонизации своей жизни — указываем на роль самопознания в отношениях в эффективной деятельностиРаскрывая значимость самопознания, мы знакомим с серьезными и глубокими психологическими трудами и теориями. А именно таких авторов как: — Э. Берн — М. Литвак — А. Некрасов — Б. Хеллингер — М. Эриксон — В. Жикренцев — М. Воронов — С.Гроф и многих других…. |
- Убеждения (зачастую на всю жизнь)
Обычная среда |
«Лада» |
«Счастье возможно когда ни-будь потом…» А именно – на выходных, на каникулах, после школы/Вуза, получив должность/деньги и т.д. |
«Счастье возможно прямо сейчас!» |
«Эффективная учеба невозможна без страданий и сверх усилий!» | «Учиться можно легко, интересно, приятно, эффективно!» |
Формируется убеждение о своей беспомощности, несущественности, незначительности. Завышается значимость учителей. | Мы формируем убеждения о самодостаточности, уверенности в себе и значимости любой личности с любыми способностями! |
Убеждения о ценности: — пустого времяпрепровождения — деградирующих развлечений — трендов |
Убеждения о ценности: — времени — саморазвития — самообучения — конструктивного времяпрепровождения |
Восприятие Времени только как возможности получить удовольствие. | Восприятие Времени, как исчерпаемого ценного ресурса! |
«Успешность это доминирование и превосходство!» Счастья это не приносит! |
«Успешность это самореализация и достижение целей!» |
Убеждение о бесполезности школьных знаний, т.к. неочевидно применение школьных знаний на практике. Большая часть усвоенных знаний никак не расширяет возможности учеников в реальной жизни. | Ищем способы практического применения знаний. Наглядно демонстрируем необходимость тех или иных знаний в собственных реальных жизненных проектах.
|
Формируется убеждение в собственной неполноценности. | Формируем убеждение необходимости веры в себя! |
Формируется убеждение об ограниченности позиций при взаимоотношениях, а именно «жертва – агрессор», «начальник – подчиненный» | Формируем убеждение о возможности равных позиций. |
- Реальная практика (проба своих возможностей в реальном мире)
Обычная среда |
«Лада» |
В большинстве случаем отсутствует вообще, а там где присутствует – искусственно создана и имеет мало общего с реальным миром. | Дети имеют возможность участвовать в целиком жизненных проектах. А именно: — настоящие торты — функционирующая лодка для плавания в море — летающий радиоуправляемый самолет — пистолеты- резинкострелы — электросамокат — солнечный коллектор — действующая модель судна на воздушной подушке — опыты по организации дыхания под водой — пошив настоящей одежды — мыловарение и его продажа — планера и их продажа — организация, подготовка и проведение концертов (живое пение, танцы, стихи, показ мод самодельной одежды), при не более чем 10% помощи взрослых! — есть настоящая мастерская, условия для кулинарии, шитья, 3Д моделирования и печати. |
- Эмоциональные шаблоны
(бессознательные эмоциональные реакции,
непроизвольно возникающие в похожих ситуациях взрослой жизни).
Обычная среда | «Лада» |
С такими негативными эмоциями как: — Страх — Беспокойство — Переживание — Безысходность — Страдание — Скука — Стыд — Стеснение — Грусть — Печаль, крепко связываются такие важнейшие для успешной жизни, действия и состояния как: — обучение — познание — старание — ответственность — необходимость — победа (у отличников) — любопытство — интерес — любознательность — творческий подход — свободное волеизъявление. |
Такие важнейшие для успешной жизни, действия и состояния как: — обучение — познание — старание — ответственность — необходимость — победа (у отличников) — любопытство — интерес — любознательность — творческий подход — свободное волеизъявление, связываются с такими чувствами и эмоциями как: — радость — воодушевление — восторг — счастье — удовлетворение — удовольствие |
- Взаимоотношения.
Обычная среда | «Лада» |
Строятся на: — самоутверждении — подчинении — силе — статусе — страхе — односторонней выгоде — безысходности. |
Строятся на: — принятии — взаимоуважении — равенстве — добровольности — собственном желании — ответственности — осознанной необходимости. |
Практически полное отсутствие глубокого понимания таких понятий как: — благодарность — уважение — принятие — забота — ответственность — легкомыслие — злорадство — обида — прощение — взаимопонимание — и т.д. и т.п. |
Глубокий разбор, понимание и регулярное применение таких понятий как: — благодарность — уважение — принятие — забота — ответственность — легкомыслие — злорадство — обида — прощение — взаимопонимание — и т.д. и т.п. |
Взаимоотношения с собой строятся на примитивном, стихийном уровне. | Взаимоотношения с собой строятся на осознании, принятии, конструктивном реагировании. |
Приучает к отношениям на зависимости, страхе и подчинении! | Приучает к отношениям на добровольности, равенстве, взаимовыгоде, обоюдном интересе! |
Через Принуждение, Безысходность, Страх — формирует устойчивый внутренний протест к процессу познания! | Мы через Интерес, Желание, Осознанную необходимость, формируем стойкую потребность к познаниям с чувством глубокого удовлетворения! |
Отсутствуют какие-либо ориентиры в вопросах Смысла Жизни и Предназначения! | Мы обсуждаем и ищем возможные ориентиры и поднимаем вопросы Смысла Жизни и Предназначения! Т.к. только в этом случае достижима значительная степень счастья и удовлетворённость от жизни! |
На мой взгляд, в этом списке достаточно пунктов, которые сами по себе, многократно важнее, даже золотой медали!!!
Но при всем вышеизложенном, с учетом его неоспоримой пользы, мы планируем с сентября «местную образовательную реформу», с целью повышения эффективности обучения школьным предметам.
Добавить комментарий